Противоугон – один из элементов верхнего строения железнодорожного пути на деревянных шпалах и костыльном скреплении.
Необходимым признаком конструкции противоугона является изогнутая ось (скоба), служащая для создания в конструкции зон с резкой концентрацией напряжений и повышения пружинных свойств конструкции. При этом поперечное сечение заготовки для противоугонов может иметь различную форму:
· Трапециевидную;
· Квадратную;
· Прямоугольную;
· Т-образную;
· П-образную.
Обозначение противоугонов, в зависимости от исполнения (1, 2, 3):
· 1/2/3 П-75;
· 1/2/3 П-65;
· 1/2/3 П-50.
Основные характеристики противоугонов:
• Противоугоны должны изготовляться из рессорно-пружинной углеродистой и легированной стали по ГОСТ 14959-79 марок 65, 60С2, 60С2А, или других марок стали с механическими свойствами не ниже, чем у стали марки 654;
· Противоугоны должны подвергаться термической обработке (закалке и отпуску) по режиму предприятия-изготовителя;
Твердость 286-448 НВ;
· На поверхности противоугона не должно быть трещин, закатов, пережженных мест, продольных волосовин и рисок глубиной свыше 0,5 мм. Складки металла, утонение и утолщение сечения в местах технологических пережимов браковочными признаками не являются;
· Среднее значение статического усилия сдвига противоугона вдоль подошвы рельса не должно быть не менее 800 кг.
Противоугон служит для предотвращения продольного перемещения рельсов марки Р43, Р50, Р65 и Р75 при движении подвижного состава в конструкциях верхнего строения пути.